Боэций утешение философией краткое содержание

Примечания Текст дан по книге: Римская сатира. Разбиение на параграфы восстановлено по латинскому оригиналу Князьковым и ранее не публиковался. Авторство Сенеки подтверждается античной традицией, в частности, свидетельством Диона Кассия. Точная датировка невозможна, однако сатура "сатира" - неверное произношение явно написана по "свежим следам" смерти 13 октября 54 г. Оригинальное название сатуры - "Apocolocyntosis" в основном в рукописях сатура озаглавлена "Апофеоз Клавдия", но в одном из источников название гласит "L. Annaei Senecae apocolocyntosis divi Claudii" - скорее всего, оно как раз наиболее близко к оригинальномуто есть "Отыквление" - противопоставление "Обожествлению", или "Апофеозу", ведь тыква считалась символом глупости. Возможно, в конце сатуры, которым мы не располагаем, Клавдий, по Сенеке, превращается в тыкву. Более точно восстановить несохранившуюся часть текста. Написано "Отыквление" в жанре менипповой сатуры названной по имени греческого философа-киника III. Мениппа; название жанра придумано Марком Теренцием Варрономсуть которой - чередование прозы и стихотворного текста, а также грустного и смешного, развлечения и размышления. Возник этот жанр из диатрибы, поучительного произведения в форме беседы или диалога. Предтечей диатрибы можно считать сократические диалоги сохранились полностью, как известно, только произведения Ксенофонта и Платона и произведения Антисфена Афинского, от которых осталось сравнительно много фрагментов. Знаменитый Диоген Синопский также писал подобные нравоучительные сочинения осталось несколько фрагментов у Стобея. Наконец, выдающимся киником-литератором является Бион Борисфенит; много ссылок на него осталось в почти полностью сохранившихся диатрибах его ученика Телета. С другой стороны, киническая литература была представлена язвительной поэзией Кратет Фиванский, Феликс Колофонский, Керкид Мегалопольский. И именно из сочетания кинических диатриб и стихотворений Менипп, обладатель "изощрённого дарования", насмехавшийся над тленной жизнью Марк Аврелий VI 47создал жанр менипповой сатуры. В Риме жанр менипповой сатуры использовали Гай Петроний Арбитр "Сатуры, или Сатирикон"Марк Теренций Варрон 150 книг "Менипповы сатуры", 4 книги прочих сатур, 6 книг "псевдотрагедий" ; влияние её можно обнаружить, например, у Гая Луцилия "Сатуры"у Апулея, в сатурах Горация и в сочинениях сирийского сатирика II. Лукиана из Самосаты некоторые из произведений написаны в этом жанре, да и в целом к взглядам Мениппа Лукиан относится с явной симпатией ; также жанровые особенности менипповой сатуры совмещение прозы и поэзии присутствуют в трактате Боэция "Утешение философией". Образы Сенеки для юмористической литературы древности характерны: это и Геракл, персонаж множества комических пьес и сатур, и божества в целом. Эти традиции восходят к Аристофану например, "Лягушки"заметны у римских сатириков до Сенеки Луцилия, Варрона и достигли апогея в злых атеистических сочинения Лукиана напр. Сложно сказать, какие цели в первую очередь преследовал Сенека при написании этого произведения, стоящего в его творчестве явно обособленно. С одной стороны, он не стремится к фактической точности обвинений так, в вину Клавдию ставится гибель Красса Фруги, казнённого при Нероне; больше того, он пытается в какой-то степени оправдать Мессалину, о которой у всех античных авторов - и даже у Сенеки в других произведениях! Из этого можно сделать вывод, что единственная цель была развлечь Нерона. Это видно и по потокам лести из начальных параграфов особенно § 4. С другой стороны, не пытался ли Сенека - пусть издевательски, но того требует выбранный жанр - подвести итог деятельности Клавдия к которой он и при жизни оного никакого пиетета не питал и перевороту? Любопытно заметить, что отношение философа и к Клавдию, и к Нерону меняется очень похожим образом: в начале Сенека надеется, не будет ли принцепс близок к идеалу именно этот идеал, с намёками на Клавдия, и описывается в "Утешении к Полибию"; здесь же, ясно, говорится о "светлом образе" Нерона; стремление к этому же идеалу Сенека пытался привить Нерону в "О милосердии Нерону Цезарю" ; в конце же правления и того, и другого Сенека отчаивается в обоих, что в первом случае показывает рассматриваемая сатура, в другом же - исторические свидетельства о конце жизни философа. Любопытно, что одновременно с "Отыквлением" Сенека написал традиционную для античности хвалебную речь о Клавдии, которую на похоронах оного зачитал Нерон. Как справедливо замечает Пьер Грималь, никакой непоследовательности в этом нет: "Отыквление" - личная позиция Сенеки, речь - сочинение для Нерона, по традиционным канонам погребальных речей; тогда, причём народу, а не сенату, важно было сказать то, что Сенека абсолютно разумно дал сказать Нерону см. Впрочем, отрицать то, что на объективную оценку Клавдия, попытку откинуть мишуру и показать просто человека и принцепса таким, какой он был на деле, наложилось то, что Клавдий сослал Сенеку в 41-48 9 гг. Ведь Сенеке, как и Клавдию, было не чуждо ничто человеческое. И, несмотря ни на что, "Отыквление" остаётся для нас бесценным памятником с историко-философской точки зрения, как литературное произведение, как редкий пример античного юмористического сочинения, наконец, как просто весьма не лишённое остроумия произведение, открывающее нам новые грани уникальной личности великого римского стоика. § 1 - объяснение "источника" и отговорки от притязаний о правильности "фактов". § 2 - датировка смерти Клавдия. § 3 - разговор Меркурия и Клото об умерщвлении Клавдия. § 5 - Геркулес - посол; разговор Клавдия и Геркулеса. § 6 - монолог Лихорадки и негодование Клавдия по его поводу. § 9 - окончание заседания сената; советы Януса и Диэспитера. § 10 - § 11 - монолог Божественного Августа; низвержение Божественного Клавдия. § 12 - похороны Клавдия. § 13 - Клавдий в Аиде; встреча Клавдия с казнёнными. § 14 - суд Эака над Клавдием. На этом текст обрывается. Издания менипповых сатур и родственных им произведений на русском языке. Ни одной цитаты не сохранилось; сведения о нём см. О жизни, учениях изречениях знаменитых философов. Дата совпадает с указанной Светонием Бож. Idus - слово этрусского происхождения, означает середину месяца; в октябре, марте, мае июле 15 числа, в остальные месяцы 13 числа. Следовательно, царём он не был - то есть был, как считает Сенека, дураком. Имеется в виду или Юлия Друзилла 16-38 гг. Первый император Рима Октавиан Август 63 до н. Кинфия - образ Артемиды как богини Луны; имя происходит от названия места рождения Артемиды и Аполлона - горы Кинф на острове Астерия совр. Сенека приводит данные, совпадающие со временем появления официального извещения, при этом изящно намекая на его недостоверность: по Светонию, Клавдий умер раньше, но в целях подготовки переворота какое-то время его смерть скрывалась. К кому Сенека обращается в сатуре, непонятно; возможно, к Нерону. Одна из парок, богинь судьбы гр. Выравнивание провинциалов-иностранцев в правах с римскими гражданами при Клавдии вызывало недовольство сенаторских кругов. Баба, видимо, приятель Клавдия, умерший в 54 г. Как у Исиона и Бабы?. Нашу собственную - жизнь тех, кого. Тифон - чудище неимоверной силы со ста драконьими головами, сын Геи и Тартара; о его борьбе с Зевсом см. Нестор - мудрец, сын бога Нелея и Хлориды, герой из-под Трои; о нём см. Замечательный намёк на Аполлона и Солнце - это отсылка к философским воззрениям Сенеки и в связи с этим - ещё один тонкий прогандистский момент. Уже у Зенона Китийского Солнце это разумное и мыслящее существо SVF 120с ним согласен Хрисипп SVF 652, 655а у Клеанфа Солнце вовсе руководящее существо, что видно из этих фрагментов: Клеанф SVF 499 Евсевий "Пригот. Столярова ; Диоген Лаэрций VII 139 - "Хрисипп и Посидоний говорят, что ведущая часть в мире - это небо, а Клеанф - что это солнце" пер. Вся стихотворная вставка, а также часть дальнейшего текста, содержит лесть Нерону с целью его развлечения что, очень вероятно, было одной из целей написания "Отыквления" и пропаганды: Лахеса, ещё одна из парок, с греческого - "дающая жребий", выделывает новую нить вместе с сёстрами, - это светлая и великая нить Нерона. Пьер Неродо предполагает, что идеи нероновской пропаганды, представленные в этом отрывке особенно, были придуманы и пущены "в массы" самим принцепсом; он сопоставляет это с легендой о солнечном луче, высветившем будущего императора при рождении у Светония и Диона Кассия. Курсивом выделены места, в оригинале написанные на древнегреческом языке. Знаменитые слова Кирки, обращённые к Одиссею: Од. Этот стих древние авторы цитируют в самых далёких от поэзии местах см. Немного видоизменённый вариант следующих стихов Од. Шутка заключается в том, что Клавдий все положительные черты то есть "всех других богов" оставил в Риме, а болезненность о ней упоминает и Светонийолицетворяемую Лихорадкой, взял с. Лихорадка считалась реальным божеством; в Риме ей был три святилища Эпикт. I, 19, 6 для задабривания и отвращения реальной лихорадки. Первоначально - кельтское поселение, со времён Августа администативный центр провинции Галлия. Место рождения Клавдия, за что тот и был прозван Германиком Germanicusа у Сенеки - галлом gallus. Соответствует современному городу Лиону. Намёк на взятие и разрушение Рима галлами в 390-387 гг. Остров Орифея, где Геркулес убил великана Гериона — чудище из сросшихся вместе трёх тел — и угнал его стада 10 подвиг. После Потопа Инах, по преданию, основал Аргос и поселил там людей, которых вывел после катастрофы. Это выражение употребляется у Сенеки в трагедии "Медея", 445 ст. Непериводимая игра слов: и "петух", и "галл" как называет Клавдия Сенека по латыни "gallus". Возможный вариант: "галл" - "галка" птица. Очевидно, в дальнейшем убеждённый Клавдием Геркулес вступается за него, а боги слушают доводы Геркулеса. Эпикур Главные мысли, I; по Диог. Марк Теренций Варрон Реатинский, 116-27 гг. От сатур Варрона сохранился 591 фрагмент собраны в издании Buecheler Также написал почти сохранившийся трактат "De lingua latina", дошедший до нас труд "Res rusticae" и другие несохранившиеся работы. Название цитируемой сатуры неизвестно. В Афинах разрешались браки со сводными сёстрами. Бог входов и выходов, первого дня месяца, начала жизни человека. Бог подземного царства, отождествлялся с Плутоном и греч. Вика Пота Vica Potaв переводе "могущественная победительница", эпитет богини Победы. Первый римский царь, полулегендарная личность; по Титу Ливию От осн. Публий Овидий Назон - поэт 43 г. Марк Валерий Мессала Корвин 64 г. Также был консулом и авгуром, справлял триумф. Был первоначально руспубликанцем, затем сторонником Антония, затем Августа. Луций Юний Силан был праправнуком Августа, его заставили покончить самоубийством в 49 году. Стих из Гомера Ил. Два упоминаемых поступка Зевса связаны между. Боруховича ; Гефест пытался помочь матери, и Зевс сбросил его с Олимпа во второй раз впервые он был сброшен Герой за уродство ; на земле же Гефеста, "покалечившего себе ноги", спасает Фетида. Валерия Мессалина, третья жена Клавдия, род. В 48 году была по клавдиеву указу казнена Тац. Любопытно, что Мессалину, здесь представленную крайне субъективно как "ещё одну жертву Клавдия", сам Сенека осуждает вместе с Нарциссом, к которому в "Отыквлении" отношение также отрицательное в "Естественнонаучных вопросах", написанных не ранее 62 года уже после смерти Агриппины. Сенека пишет IV, вступление, 15 : "Мессалина и Нарцисс, долго бывшие врагами всего Рима, прежде чем стали врагами себе самим…" пер. Здесь и в § 15 в оригинале имя императора написано "C. Caesar" в последнем случае - просто Caesarто есть "Гай Цезарь". В моей редакции я написал именно так; однако у Петровского в переводе производится замена на прозвище того же импертора - "Калигула". Имеется в виду Марк Лициний Красс Фруги, по Светонию Бож. Видимо, имеется в виду Помпей Магн; о нём см. Имеется в виду жена Красса Фруги. Римский праздник Сатурна, отличавшийся раскованным и радостным характером, что напоминало о счастливости Saturnia regna - "власти Сатурна", бывшей, по преданиям, в начале веков и соответствовавшей "золотому веку" и правлению Кроноса греков. В данном случае, очевидно, символ счастливого времени. Перевод не вполне точно передаёт ритм оригинального поэтического отрывка. Содержание этого стихотворного фрагмента, очень вероятно, в несколько гиперболизированном варианте пересказывает речь Сенеки для Нерона, которую последний произнёс на похоронах Клавдия. Вот что Тацит Анн. XIII 3 говорит о содержании этого погребального слова: ". В какой-то степени "Отыквление" можно считать "противоядием" к не совсем правдивой, хотя и политически выверенной нероновой речи; ведь речь эта была написана по стандартным античным канонам похоронных речей, примером которых может служить речь Августа на похорононах Агриппы типичный отрывок пер. Боруховича ; толкование "глашатай богов" Талфибий считался родоначальником всех глашатаев плохо согласуется со смыслом. Талфибий - один из персонажей трагедии Сенеки "Троянки". XI, 37главный инициатор убийства Мессалины. Был убит после смерти Клавдия по приказу Агриппины. Дит - ещё одно имя Плутона. В оригинале "belua centiceps", видимо, искажённый вариант следующего места у Квинта Горация Флакка в Одах, III, 11, 17-18: Цербер-пёс, хотя над его главою Сотня страшных змей, угрожая, въётся. Консул-суффект конца 48 г. XI, 6 По тому же Тациту Анн. Был казнён вместе с Мессалиной в 48 г. Марк Аврелий Котта Мессалин Максим если Сенека имеет в виду егоизвестный распутник, консул 20 г. Любовник Мессалины, врач и астролог; присутствовал на её сводьбе с Силием. Мнестер был вольноотпущенником Тиберия 42 г. Пантомимы - танцоры на мифологические сюжеты; их искусство перешло в Рим с Востока Греция в 20-10 гг. Советник Клавдия по "учёным делам" Свет. Перевёл Гомера на латинский язык и Вергилия на греческий Сен. Казнён в 47 г. ГаспароваГарпократ пользовался расположением Клавдия имел разрешение устраивать "всенародные празднества". Однако Клавдий действительно его казнил. Возможно, тождественен Юсту Катонию - центурниону и послу к Тиберию от Друза Тац. Наряду с Миносом и Радаманфом, судья в загробном мире. Сын Зевса и нимфы Эгины. Не совсем обычно для данной сатуры без особого юмора данный образ божества; противоположное см. Имеется в виду закон диктатора Луция Корнелия Суллы Феликса от 81 г. Закон упоминается у Сенеки в трактате "О провидении", § 3. Возможно, Публий Петроний Турпилиан, два раза консул при Тиберии, упоминаемый Тацитом Анн. Сбежавший из Аида умерший. За свой побег был обречён на вечное и бесплодное закатывание тяжёлого камня на гору. Тантал - герой, сын Зевса и Плуто, царь южной Фригии, в наказание за грехи был обречён на муки голода, жажды и страха в Аиде. Царь лапифов, взятый Зевсом на Олимп. Когда Иксион стал домогаться любви Геры, Зевс подослал ему подобное ей облако. Похвалявшегося победой над Герой Иксиона Зевс приковал к огненному колесу и бросил в Тартар или на небо. Конец сатуры не сохранился. Статья и комментарий © 2005.



COPYRIGHT © 2010-2016 vent-mp3.bz.ua