Идея сказки о царе салтане

Оборудование урока: учебники литературного чтения для 4 класса "В океане света" Бунеевой, раздаточный материал для учащихся, записи на доске "Черты характера", магнитофон, диск с музыкой, портрет поэта, магниты, подарочное издание книги с иллюстрациями к сказкам, материалы для проведения викторины, грамоты, жетоны. Работа с текстом и составление сравнительной характеристики царя Салтана и князя Гвидона. Работа по развитию навыка выразительного чтения на материале отрывка "Лебедь и Коршун". Беседа-обобщение по "Сказке о царе Салтане. Викторина по сказкам Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. Учитель задает уточняющие вопросы по содержанию прочитанного текста, оценивает чтение детей. Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять работу вы будете на листках. Выберите из списка слова-характеристики и запишите на "лучах". Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой. Итак, каким вам представляется царь Салтан? Я отмечу его черты характера красным цветом. Магниты Добрый и милосердный пощадил злодеек, не наказал гонца Вспыльчивый хотел повесить гонца, разозлился на придворных, нежелающих его пускать в путешествие Любящий любит жену и сына, тоскует по ним Простой женился на крестьянке, любит слушать о чудесах Доверчивый верит во все чудеса Пассивный не нашел виновников трагедии Гостеприимный угощает купцов, вернувшихся из плавания А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его характера синим цветом. Магниты Добрый, милосердный пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку - сватью бабу Бабариху Справедливый и вспыльчивый наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их Энергичный и практичный заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо Любящий любит мать, отца, жену, свой народ Сильный вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука Внимательный видит печаль на лице отца во время встречи с ним Гостеприимный купцов угощает, расспрашивает о торговле Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына? Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство. А каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный. Какой герой вам нравится больше? Конечно молодой князь Гвидон, Пушкин прославляет его уже в названии сказки! При выполнении этого задания активно работали следующие учении::Их ответы заслуживают отличной оценки. Для домашнего задания я подготовила вам листки на печатной основе, где вам потребуется сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в котором существует князь Гвидон. Это поможет вам еще глубже понять их характеры. Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь закройте глаза и посидите спокойно. Откройте глаза, опять быстро поморгайте, закройте глаза и отдохните Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды, откройте и посмотрите вдаль. Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки. Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть не погубил коршун-чародей. Перечитаем еще раз этот отрывок. Наша цель: научиться его выразительно читать. Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете? Темп медленный, средний, быстрый. Громкость громким, обычным, тихим голосом. Тон речи какие чувства мы хотим передать. Логическое ударение подчеркнем то слово, которое нужно выделить голосом. Сначала учитель дает образец выразительного чтения. Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется темп, громкость, тон речи. Не тужи, что за меня Это как? Это горе - все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом: Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил; Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. Ввек тебя я не забуду: Ты найдешь меня повсюду, как бы издалека, наставительно А теперь ты воротись. Как сначала нужно читать? Как изменяется голос потом? Где самый напряженный момент, кульминация? Почему царевич пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала, каким голосом я читала? Что можете сказать о речи царевны Лебедь? Послушайте фрагмент музыки Чайковского к балету "Лебединое озеро". Что вы услышали в этой музыке? Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье чтение было самым выразительным. Ребята, вы уже прочитали сказку до конца. Чем закончилась "Сказка о царе Салтане:"? Салтан приехал к князю Гвидону, узнал, что его жена и сын живы, познакомился с невесткой - прекрасной царевной Лебедь. Как обычно заканчиваются фольклорные сказки? Наказанием злых героев Каких героев мы можем отнести к силам зла в сказке Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, чародей. Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда правда откроется. Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались, спрятались, потом повинились. Прощает ли их царь Салтан? Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина, она говорит нам: "Умейте прощать и тогда все будут счастливы". Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям. Что легче для вас: посочувствовать боли и горю или порадоваться успеху? Зависть толкнула героев сказки на злое дело "И завидуют оне государевой жене". Недаром заповедь "Не завидуй! Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь, что вы так же хорошо знаете и другие сказки Я приготовила для вас викторину "Сказки За каждый правильный ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у кого будет их. Викторина по сказкам Для кого писал свои сказки Для взрослых и детей. Кто помог юному Александру полюбить народные сказки? Няня Арина Родионовна Сколько сказок он написал? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Кому принадлежат слова, назови героя и сказку. Свет мой зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях. Сколько раз ходил старик к синему морю просить рыбку выполнить старухины желания? Корыто, избу, стать дворянкой, стать царицей, стать владычицей морскою. В каком году и где была написана Сказка о царе Салтане:? Летом 1831 года в Царском селе. Назовите исполнителя песни "Во саду ли в огороде? Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Где состоялась первая встреча попа с Балдой? Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты поп за дешевизной. В какой сказке хозяева вернулись домой. А там: Что за диво? Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне. Кто обращается за помощью к ветру? Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе: Королевич Елисей. Кто был верным сторожем царя Дадона? Вам понравился сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Чем занимались, может быть, впервые? Успехов вам в выполнении домашнего задания! Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».



COPYRIGHT © 2010-2016 vent-mp3.bz.ua