Инновации в управлении предприятием

Статья - Журнал Проблемы современной экономики ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Проблемы современной экономики, N 2 422012 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ заведующий кафедрой менеджмента и коммерции Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Инновации в управлении трудом на предприятиях сферы услуг В статье анализируются актуальные проблемы эффективного и экономичного использования ресурсов на инновационно развивающемся предприятии сферы услуг Ключевые слова:,,УДК Стр: 388 - 390 В современной системе хозяйствования, представляющей собой инновационное воспроизводство, основанное на новых научных знаниях, передовых технологиях, постоянно обновляющихся продуктах и услугах, инновационное управление трудом определяется, прежде всего, как организующая и координирующая сила, направляющая и регламентирующая работников сферы услуг. Масштаб такого управления определяется его уровнями. В экономической практике, как правило, выделяют несколько уровней управления трудом. Это глобальный международный уровень управления трудом. Как известно, наиболее общие рекомендации по управлению трудовой деятельностью разрабатываются Международной организацией труда МОТимеющей свои представительства в различных странах, в том числе и в России. Рекомендации МОТ направлены на обеспечение нормальных условий труда и создание конструктивных взаимоотношений между работодателями, работниками и государством. Страны, выполняющие рекомендации МОТ, пользуются признанием в международных отношениях, имеют приоритеты при распределении ресурсов международных фондов. Государственный уровень управления трудом предприятий сферы услуг — это уровень управления трудом в границах отдельного региона и государства в целом, представляющий собой совокупность органов государственных и региональных законодательных, исполнительных и судебных властей, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране и ее субъектах, а также совокупность методов управления и механизмов их использования. Инновации в государственном или региональном управлении трудом предприятий сферы услуг предполагает принятие законов, контроль за их исполнением, выработку и реализацию политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости населения, уровня жизни, условий и организации труда и т. Законодательная власть осуществляет принятие законов Российской Федерации, содержащих обязательные правила поведения в области социально-трудовых отношений. Исполнительная власть в лице Правительства формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства. Вместе с подчиненными ему организациями, учреждениями, органами по труду России и ее отдельных регионов, образует единую государственную систему управления социально-трудовыми отношениями. При этом на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, как правило, возлагается решение следующих актуальных трудовых задач: — выработка политики в социально-трудовой сфере; — координация всей работы в социально-трудовой сфере; — разработка основных направлений социальной трудовой политики правительства; — подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; — формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений; — регулирование рынка труда, занятости населения; — участие в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений и др. Таким образом, государственное управление трудом в России обладает функциями регулирующего характера. Таким образом управление трудом на уровне предприятия сферы услуг выполняет целый ряд важных управленческих задач, среди которых: 1. Планирование трудовой деятельности в сфере обслуживания. Мотивация эффективной трудовой деятельности. В такой обстановке, все функции управления трудом на предприятии сферы услуг должны быть тесно взаимосвязаны и в совокупности составлять единый процесс управления трудом, целью которого является более эффективная, инновационно-ориентированная трудовая деятельность персонала. При этом основой развития управления трудом на предприятии сферы услуг, является целенаправленная деятельность по внедрению новых, более эффективных методов трудового управления. Мы считаем, что такой вид деятельности можно представить как особый вид управления, называемый инновационным управлением трудом. В тоже время современный менеджер нередко сталкивается с различного рода проблемами, требующими от него определенной способности к необходимым изменениям в управлении и функционировании инновационно развивающегося предприятия сферы услуг. Особо следует отметить, что в экономически развитых странах сегодня большую часть создаваемых рабочих мест обеспечивает информационный сектор экономики, а ведущей производительной силой является интеллектуальный потенциал общества. Не случайно современная стадия развития экономики развитых стран получила название постиндустриальной экономики, труд в которой в значительной степени связывается с инновационными технологиями, с новым — инновационным подходом к работнику, персоналу в целом, как к главному фактору прогресса современной сферы услуг. На смену регламентированной, рутинной работе приходит квалифицированный труд, основанный на творческом потенциале работников сферы услуг. Подобный уровень развития трудовых отношений неизбежно ведет к изменениям и в управлении трудом, ибо новые эффективные формы организации труда требуют инновационных методов управления. Таким образом, основные принципы инновационного управления трудом являются обязательным условием формирования современного конкурентоспособного предприятия сферы услуг. При этом инновационное управление трудом в сфере услуг обладает, по нашему мнению, следующей характеризующей его особенностью. С одной стороны, инновационное управление трудом представляет собой вид управления, а с другой, как любое инновационное управление — вид инновационной деятельности. В то же время, основная цель инновационной деятельности предприятия сферы услуг может быть тактического или стратегического характера. Тактической целью инновационной деятельности в управлении трудом предприятия сферы услуг является преодоление кризиса данного управления, вызванного одной или целым рядом причин, таких, например, как неэффективное кадровое планирование и отбор персонала, ошибки в организации трудовых процессов, возникновение социально-трудовых проблем, неэффективность систем мотивации или систем контроля труда и т. В обоих случаях конечным результатом должно являться повышение эффективности управления трудом, что, в свою очередь, приводит к росту производительности труда и повышению эффективности сферы услуг. Повышение эффективности работы предприятия сферы услуг заключается в подборе, при данном объеме услуг, такого сочетания ресурсов, которое минимизирует произведенные затраты. Следовательно, минимизация затрат является инструментом увеличения прибыли — основной цели производителя в рыночных условиях, а также главным критерием оценки эффективности размещения ресурсов и эффективности управления предприятием сферы услуг в целом. На основании вышеизложенного считаем необходимым дать следующее определение инновационного управления трудом в сфере услуг — это управление, направленное на повышение эффективности, на основе внедрения новшеств в методы планирования, организации, мотивации и координации трудовой деятельности работников сферы услуг. Полагаем, что основной целью инновационной деятельности в управлении трудом в сфере услуг, является активизация, повышение эффективности данного управления, ведущее к повышению эффективности производственной деятельности того или иного предприятия сферы услуг в целом. Полагаем, что конечный результат внедрения новшеств в методы планирования трудовых процессов на предприятии сферы услуг подразумевает следующие инновационные подходы: — оценку эффективности применяемых технологий совокупности методов, приемов труда и средств труда орудий производства ; — изучение и отбор наиболее эффективных технологий и средств труда; — планирование повышения эффективности применяемых технологий и средств труда. Функциональная структура инновационного управления трудом на предприятии сферы услуг Литература 1. Развитие форм и методов регулирования рынка труда в условиях возрастающей потребности в квалифицированных кадрах. Основы менеджмента: учебник для вузов. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. Инновации в управлении качеством ресурсов сферы услуг: учебник для вузов. Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2016 ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная онлайновая версия.



COPYRIGHT © 2010-2016 vent-mp3.bz.ua